Год экологии в России

05.01.2016 Президент России В.В. Путин подписал указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации года экологии». Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере и улучшить экологическую ситуацию в стране.

Размещение отходов производства и потребления на свалках не означает их уничтожение. Свалки - как мины замедленного действия, отходы, размещающиеся на них, разлагаются длительное время и имеют высокий уровень опасности согласно Каталогу отходов, утверждённому приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов». На местах размещения отходов наблюдается загрязнение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами, нитратами, хлоридами, нефтепродуктами, во много раз превышающее допустимые концентрации. Органические остатки в отсутствие доступа кислорода образуют биогаз, который вызывает возгорание отходов, а при их сгорании в атмосферу попадают вредные вещества. При сгорании мусора в почве образуется бензапирен в высоких концентрациях, который проникает в растение и в дальнейшем возможно его попадание в организм животного. Таким образом, бензапирен представляет опасность не только как фоновое загрязнение окружающей среды, но и как вещество, проникающее в организм по пищевой цепочке. Также свалки ТБО хранят в себе угрозу возникновения чрезвычайной ситуации путем образования и распространения различных инфекций, поражающих человека и животных. 

Все это делает невозможным использование загрязнённого земельного участка без проведения комплекса мер по рекультивации. А ведь на этих участках мог быть выращен хлеб, осуществлен выпас сельскохозяйственных животных, заготовлены корма и многое другое. 

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. 

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. 

Согласно п. 7.8 межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607 - ст, собственники отходов - это юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, осуществляющие заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1994 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. 

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 

За загрязнение земельного участка виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ч. ст. 8.7 КоАП РФ, а в некоторых случаях и к уголовной.

Кроме того, в отношении лица, допустившего нарушение природоохранного законодательства РФ, производится расчет ущерба, причиненного почве как объекту окружающей среды, в соответствии приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Справка:

Ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель):

ч. 2. - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ст. 8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв):

ч. 2 - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.