В области земельного надзора

На протяжении нескольких лет подряд организация, использующая земли сельскохозяйственного назначения вблизи населенного пункта, при выращивании сельскохозяйственных культур применяет химикаты, но местное население не оповещает о начале обработки полей. Какой орган осуществляет контроль за такими действиями?

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ст. 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ внесены изменения. Данной статьей определено, что государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, внесенные в 2011 году изменения в федеральное законодательство лишили Россельхознадзор, права надзора за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, контроля за соблюдением их применения, надзора за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, контроля ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, контроля за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов) и т.д. За Россельхознадзором сохранен надзор за соблюдением законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами только в рамках ветеринарного надзора, что относится к кормам, продукции животного происхождения, к использованию пестицидов в животноводческих помещениях и внешним паразитам животных.

Полномочия по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322).


Мне на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства. Какие могут быть последствия неиспользования земельного участка?

Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 23.04.2012 установлен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в соответствии с которым признаются неиспользуемыми следующие земельные участки:

- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

- на сенокосах не производится сенокошение;

- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

- на пастбищах не производится выпас скота;

- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

За неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, ч. 2 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; для должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Кроме того, за данное правонарушение статьей 284 ГК РФ предусмотрено изъятие земельного участка у собственника.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Таким образом, чтобы сохранить право собственности на земельный участок, Вам необходимо использовать его по целевому назначению.


По результатам проверки в отношении хозяйства инспектор выдал предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Какие меры ответственности предусмотрены в случае несвоевременного его исполнения?

В случае если предписание не будет выполнено в срок, инспектор составит протокол по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Материалы дела направляются в суд для рассмотрения. Административный штраф для граждан составляет от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

На территории садоводческого товарищества размещена свалка отходов. Может ли Россельхознадзор поспособствовать в наведении порядка на землях садоводческих товариществ и запретить сброс мусора?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Согласно Федеральному закону № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Подпунктом «г» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре установлено, что надзор за соблюдением требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

Для принятия мер по данному вопросу Вам необходимо обратиться в Управление Росреестра по Алтайскому краю.


Кто будет нести ответственность за нарушение земельного законодательства при размещении несанкционированной свалки отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения?

Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, ответственность за нарушения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения несет собственник земельного участка, если участок зарегистрирован в установленном порядке.

Если земельный участок относится к невостребованным землям, собственник земельного участка отсутствует, то ответственность за размещение свалки отходов понесет администрация муниципального образования, на территории которого находится данный участок.

Административная ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, либо в случае выявления порчи земель в результате загрязнения отходами – частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.